Автомобильный аккумулятор — важная составляющая транспортного средства, обеспечивающая запуск двигателя, его стабильную работу в процессе эксплуатации, а также эффективную работу всех систем, питающихся от электричества. Его главные параметры: емкость, пусковой ток и габаритные размеры. Важным показателем является вес аккумулятора, напрямую зависящий от его емкости.
Из чего складывается вес аккумулятора
Стандартный аккумулятор стартерного типа представляет собой конструкцию, состоящую из пластикового моноблока, в котором располагаются свинцовые пластины и электролит.
Его масса складывается из нескольких составляющих:
- пластикового корпуса;
- объема электролита;
- количества свинцового компонента, на который приходится около 60-70% веса батареи.
Оболочка
Аккумуляторный моноблок, или оболочка, — это корпус из полипропилена или эбонита, который служит резервуаром для электролитического раствора. Внутри он разделен на несколько ячеек:
- 3 — у АКБ с напряжением 6 В;
- 6 — у батарей, имеющих напряжение 12 В.
В ячейках располагаются положительные и отрицательные электроды, имеющие форму свинцовых решеток, погруженных в электролит и разделенных между собой сепараторами, предохраняющими их от соприкосновения друг с другом и возникновения короткого замыкания.
Свинец
Стартерные аккумуляторные батареи изготавливаются по различным технологиям, но наиболее распространенными являются АКБ свинцово-кислотного типа. Одним из их основных компонентов является свинец и сплавы на его основе. Этот металл подлежит вторичной переработке и применяется для изготовления пластин аккумуляторов.
Электролит
Электролитический раствор, заполняющий корпус аккумуляторной батареи, — это раствор серной кислоты, разбавленной дистиллированной водой в установленных пропорциях. В зависимости от степени ее заряженности плотность электролита может изменяться. В полностью заряженном аккумуляторе этот показатель находится в пределах 1,127-1,300 г/см³. В процессе разрядки происходит электрохимическая реакция, приводящая к расходованию серной кислоты и снижению плотности.
Плотность электролита замеряют при помощи ареометра в каждой банке батареи. Оптимально такую проверку проводить через каждые 15-20 тыс.км пробега авто.
Показатели веса разных типов АКБ
Средний вес стартерного аккумулятора составляет от 15 до 50 кг и является одним из показателей его качества. Масса АКБ может не соответствовать заявленной:
- при нарушениях, допущенных в ходе сборки (недостаточное количество пластин);
- изменении уровня электролита (при хранении или эксплуатации).
35 а/ч
Весят в пределах 8-11 кг. Устанавливаются на автомобили бензинового типа с объемом двигателя 1-1,5 л. Чаще всего встречаются на авто азиатского производства. Их длина составляет 187-238 мм, высота 120-129 мм; ширина 190-225 мм.
55 ампер в час
Аккумуляторы этой емкости установлены на 65-70% всех автомобилей. В среднем они весят 13-16 кг. Эксплуатируются преимущественно на бензиновом транспорте со стандартной комплектацией. Их размеры: 242×175×190 мм, где 242 — это длина, 175 — высота и 190 мм — ширина.
60 а/ч
Еще одна распространенная разновидность стартерных АКБ, которые устанавливаются на автомобили с объемом двигателя 1,6-2 л. С увеличением емкости их вес увеличивается примерно на 10% и составляет от 17 до 18 кг. Средние габаритные размеры: 242×175×190 мм
75 ампер/час
Эксплуатируются на мощных бензиновых авто и дизелях. Подходят для автомобилей с богатой электроэкипировкой. Такие модели содержат большее количество электролитического раствора и свинца и весят около 22-24 килограммов. Их размеры в среднем составляют: 278 х 175 х 1902 мм.
90 а/ч
Эти источники электропитания устанавливаются на грузовой транспорт и строительную технику и весят примерно 27-30 кг. Также их применяют для комплектации автомобилей с двигателями большой мощности.
190 ампер в час
Одна из самых тяжелых разновидностей, использующаяся на транспорте с высокой грузоподъемностью. Иногда их можно встретить на суднах. Их вес достигает 43-45 кг. Они отличаются своими более массивными параметрами, составляющими в среднем 513 x 223 x 225 мм.
225 ампер/час
Тяжелые АКБ, которые применяют для комплектации фур, тягачей, автопоездов, мощной сельскохозяйственной техники и транспорта специального назначения. Они весят 45-53 кг и имеют размеры 518 x 274 x 240 мм.
Таблица с электролитом и без
Узнать массу аккумулятора можно по маркировке на корпусе. Но в большинстве случаев там указывается, сколько он весит в «сухом» состоянии, без учета электролита. Разница между этими двумя состояниями может составлять до 20%.
Для точного определения веса АКБ с электролитическим раствором и без него можно воспользоваться справочной таблицей:
Емкость АКБ | Средний вес с электролитом | Средний вес без электролита |
35 Ah | 10,2 | 8,7 |
40 Ah | 10,6 | 8,8 |
45 Ah | 12,1 | 9,9 |
50 Ah | 12,9 | 11,2 |
55 Ah | 14,6 | 12,1 |
60 Ah | 15,4 | 13,2 |
65 Ah | 16,7 | 14,1 |
66 Ah | 16,9 | 14,3 |
70 Ah | 18,2 | 14,8 |
75 Ah | 19,0 | 15,5 |
77 Ah | 19,1 | 16,2 |
90 Ah | 23,1 | 20,5 |
95 Ah | 23,5 | 20,7 |
100 Ah | 24,4 | 21,8 |
110 Ah | 25,9 | 25,6 |
135 Ah | 37,5 | 33,6 |
190 Ah | 49,1 | 47,9 |
225 Ah | 61,8 | 51,2 |
Зная вес аккумулятора и другие его параметры (емкость, пусковой ток и габариты), можно избежать ошибок при его выборе и установке в автомобиль. Ориентируясь в этих показателях, можно определить качество АКБ, напрямую зависящее от массы свинцового компонента в его составе.
Как вам статья?