Аккумуляторы для автозвука — какой выбрать

Водители дополняют свои машины различными гаджетами и устройствами, к примеру, сигнализацией, видеонаблюдением. Но если под нештатные системы использовать основной аккумулятор, это со временем приведет к его недозаряду.

А если он долго будет находиться в таком состоянии, начнутся необратимые процессы, один из которых – уменьшение емкости, и тогда его придется менять на новый. Дополнительная акустика, на пару с усилителем и сабвуфером, требуют немало энергии, еще сильнее разряжая АКБ, к тому же, им важен конкретный уровень напряжения.

Если напряжение будет меньше 12 В, появятся звуковые искажения – хрипы. Оптимальное решение – установка дополнительного аккумулятора для автозвука. Он выдерживает большее число циклов заряда-разряда, поэтому дольше служит. Каких видов он бывает, какой выбрать и как установить – об этом в статье.

Аккумуляторы для автозвука

Для чего нужен отдельный аккумулятор для автозвука

Для стабильной работы автомобильного усилителя бортовая сеть должна иметь напряжение 12,8 – 14 Вт
Для стабильной работы автомобильного усилителя бортовая сеть должна иметь напряжение 12,8 – 14 Вт

Владельцы авто, решившие улучшить качество звучания и купившие необходимое оборудование, нередко разочаровываются, так и не добившись результата, как бы не пытались настроить систему. Виной тому – просадки напряжения. Из-за чего они возникают: используются неподходящие силовые кабеля, распределители питания, держатели предохранителя или аккумулятор.

Для стабильной работы автомобильного усилителя бортовая сеть должна иметь напряжение 12,8 – 14 Вт. Этот показатель легко «просядет» (например, при проигрывании басов), если у системы питания будет недостаточная токопроводимость. При просадках мощность усилителей падает, из-за чего снижается качество звучания аудиосистемы.

В этой ситуации можно «винить» штатный АКБ. Он, из-за высокого внутреннего сопротивления, не может дать достаточно электроэнергии усилителям, чтобы те обработали входящий аудиосигнал. Также просадки возникают из-за его удаленности от усилителей (ток дольше движется по длинным кабелям).

Второй момент – задача «родного» АКБ сводится к обеспечению энергией бортовой сети и стартера. Ее и так не всегда хватает, встречаются автомобили с «уставшими» аккумуляторами, недозаряженными.

А если еще добавить автозвук, тоже требующий питания, батарея и вовсе может «сесть» на ровном месте, тогда и завестись не получится. После 2 – 3 глубоких разрядов источник питания можно выбрасывать.

Плюсы и минусы двух батарей в машине

мПри наличии двух АКБ необходим тщательный контроль зарядного тока и степени зарядки
При наличии двух АКБ необходим тщательный контроль зарядного тока и степени зарядки

Что до преимуществ, во-первых, это отдельный источник питания для:

  • электролебедки;
  • обогревателей;
  • микроволновки;
  • ноутбука;
  • медиапроигрывателя;
  • противоугонной системы;
  • сигнализации.

Во-вторых – отдельная АКБ для автозвука, ведь звуковая система требует приличное количество энергии. А при холостых оборотах двигателя батарея не подзаряжается, поэтому на пикнике музыку может и получится послушать, но недолго.

Обычно вместо аналогичной штатной батареи для автозвука берут гелевый аккумулятор. Он долговечен, без риска осыпания пластин (когда отдает критический ток).

Но есть и минусы:

  • необходим тщательный контроль зарядного тока и степени зарядки;
  • не терпит перезаряда;
  • боится морозов, поэтому требует утепления;
  • дорогой.

Виды аккумуляторов

Батареи устроены по-разному, но принцип их работы идентичен. Не каждый источник питания будет хорошим для музыки, поэтому стоит рассмотреть их плюсы и минусы.

Свинцово-кислотные

Свинцово-кислотные
Свинцово-кислотная АКБ

Чтобы полностью восстановить батарею, необходимо какое-то время поездить на машине. Емкость источника питания со временем снижается ввиду «высыхания» свинцовых пластин. Это ключевой минус традиционной батареи – когда емкость снизится до минимума, ее придется заменять.

Если же в машине будет автозвук, то нагрузка на АКБ возрастает в разы, из-за чего тот становится «хронически» недозаряженным.

Плюсы свинцово-кислотной батареи:

  • доступная.

Минусы:

  • «не тянет» музыку (быстро разряжается);
  • устанавливается только в вертикальной плоскости;
  • не подходит как источник питания для сабвуфера (из-за просадок напряжения, ухудшающих качество звука);
  • классические батареи нельзя использовать в закрытом пространстве. А для аудиосистемы хорошо, если АКБ рядом, например, в багажнике;
  • долго заряжается.

Гелевые

АКБ по «Gel» технологии
АКБ по «Gel» технологии

Технология их изготовления называется «Gel», от слова «гель». Электролит в них устроен иначе. В конструкции отрицательные и положительные пластины, но электролит заменен специальным гелем. В застывшем состоянии он представляет твердое вещество с множеством пор внутри.

А уже в этих порах «заточен» электролит. Пластины в таком состоянии почти не осыпаются, дольше служат. Да и их материалом является чистый свинец, не имеющий высокого сопротивления, из-за чего пластины быстрее заряжаются и отдают больше тока.

Плюсы:

  • низкий параметр внутреннего сопротивления;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • устанавливается в вертикальной или горизонтальной плоскости;
  • без вредных испарений;
  • увеличенный срок службы – минимум 7 лет.

Минусы:

  • требует соответствующей, качественной зарядки;
  • плохая токоотдача при низких температурах;
  • высокая цена.

AGM

Пластины с матами расположены близко друг к другу
Пластины с матами расположены близко друг к другу

Здесь не жидкий электролит, как в обычном АКБ, а «закрытый», в особых матах, который еще и выступает диэлектрическим разграничителем. Пластины с матами расположены близко друг к другу, из-за чего их количество увеличено при аналогичных объемах.

Это сказывается на увеличенной емкости аккумулятора. Также, ввиду отсутствия «жидкости», АКБ можно устанавливать в любом положении. В самих пластинах – чистый свинец, с малым сопротивлением и высокими характеристиками заряда.

Плюсы:

  • устойчивость к просадкам напряжения;
  • заряжается в 2 – 3 раза быстрее, чем обычный жидкостный АКБ;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • без вредных испарений;
  • «закрытая» конструкция, позволяющая ставить источник питания поблизости с аудиосистемой;
  • срок службы – 10 лет.

Минусы:

  • дорогой, но дешевле GEL-аналогов;
  • высокие требования к зарядному устройству.

Установка второго аккумулятора для автозвука

Новичку с задачей будет справиться сложнее, чем опытному автовладельцу. Если хочется добиться качественного звучания аудиосистемы, лучше сразу поставить второй АКБ, лучше GEL или AGM.

Правильное размещение

Ставить батарею следует вне салона
Ставить батарею следует вне салона

Хорошо бы, если автопроизводители сразу выпускали машины с двумя источниками питания, но таких предложений мало. Это спецтранспорт или серьезные авто, например, Ford Transit, рассчитанные на дальние перемещения.

Рекомендации по выбору и размещению АКБ:

  • ставить батарею следует вне салона (в рабочем состоянии она выделяет испарения);
  • хорошо, если в машине стоит мощный генератор, который быстро восстановит заряд обоих АКБ;
  • емкость второй батареи должна быть та же, что и у штатной;
  • чем больше циклов заряда-разряда – тем лучше. Дополнительные потребители, включая автозвук, требуют много энергии.
Есть несколько способов подсоединить резервный источник питания.

Параллельное подключение

Резервная батарея станет заряжаться только после того, как штатная расходует свой заряд
Резервная батарея станет заряжаться только после того, как штатная расходует свой заряд

Метод один из простых – соединить плюсовые и минусовые клеммы. Но и здесь есть загвоздки. Все оборудование с салона подключается к штатной батарее. При этой схеме подключения энергия от второй батареи ко всем потребителям подается через «родную» АКБ.

Резервная батарея станет заряжаться только после того, как штатная расходует свой заряд. Судя по этому, проще вынуть основной источник питания, поставить на его место дополнительный и заводить двигатель с его помощью.

Есть еще одна особенность параллельного подключения – энергия от второй батареи к штатной передается до того момента, пока у обоих АКБ не будет одинаковый заряд.

Как итог, получается два источника питания с половинным зарядом. Это не есть хорошо – в таком состоянии они долго не протянут.

Подсоединение через диодный изолятор

Особо мощные потребители могут быстро посадить резервную АКБ
Особо мощные потребители могут быстро посадить резервную АКБ

Задача изолятора – изолировать бортовую сеть и резервную батарею, к тому же он способен проводить ток только в одном направлении. Это устройство доступно в разных модификациях, стоит дорого и используется для подключения нескольких источников питания.

Подключение через изолятор позволяет запитать дополнительные устройства, включая автозвук, от дополнительной АКБ. Штатная в это время сохраняет свой заряд и используется для запуска двигателя. В ходе движения машины заряжаются обе батареи.

Но и здесь есть свои особенности. Особо мощные потребители могут быстро посадить резервную АКБ. А если в машине есть лебедка, работающая от штатного источника питания, то после разряда последнего приходится переставлять на его место резервный. Эти недостатки устраняет следующая схема.

Общая сеть

Сейчас продаются устройства, с помощью которых можно управлять несколькими батареями из одной цепи. То есть энергию автомобиль получает сразу из нескольких АКБ. Когда на одной упало напряжение, происходит переключение на другую. Зарядка – по тому же принципу.

Водитель может сам выбрать, какой аккумулятор должен работать в текущий момент. Некоторые модели оснащены сигнализаторами (оповещают о снижении уровня заряда).

Минус устройства – высокая цена. Стоит оно порой как самостоятельный новый источник питания.

Для фанатов автозвука установка второго АКБ – верное решение. Это позволит «выровнять» напряжения, из-за чего не будут слышны хрипы из усилителей. Да и штатный источник питания не будет перегружаться, ведь его основная задача – дать питание бортовой сети и работе стартера.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector