Зима — не самое любимое автомобилистами время. Неудобства доставляет и снег, и гололедица, и замерзающий аккумулятор. На какие только уловки не идут автовладельцы, наслушавшись советов, чтобы отогреть батарею. Итог — покупка нового аккумулятора. В статье описано, как быстро отогреть аккумулятор дома безопасно и эффективно.
Почему при минусовой температуре аккумуляторная батарея замерзает?
Проблема кроется в параметре плотности электролита аккумулятора. Если он заряжен на 100%, то значение плотности колеблется в диапазоне от 1.26 до 1.30 г/см3. Электролит с такой характеристикой не замерзнет, если температура окружающей среды будет ниже 540С. Точка замерзания при максимальной плотности находится в диапазоне от -550С до -650С. Если условия эксплуатации батареи будут более экстремальными, то нужно сдвинуть точку замерзания. Делают это посредством доливания в электролит аккумулятора кислоты. Но применять ее нужно грамотно. Слишком кислотный раствор резко снижает срок эксплуатации батареи.
Замерзание происходит, когда плотность снижается. То есть заряд АКБ падает. Это влечет за собой увеличение объема воды в электролит. А даже школьнику известно, что вода при минусовых температурах быстро переходит в твердое состояние. Зависимость следующая:
- 10 г/см3 при -70С;
- 12-1.14 г/см3 — от -140С до -100С;
- 16-1.18 г/см3 — от -220С до -180С;
- 20 г/см3 при -280С.
Причины появления льда в аккумуляторной батарее
Разряд аккумулятора — основная причина замерзания. Быстрый разряд батарее происходит из-за:
- короткого замыкания в проводке;
- навешивание внештатного оборудования (все АКБ для автомобилей изготавливаются по стандартам, при желании установить дополнительные системы нужно увеличивать емкость батареи);
- поломка генератора;
- неисправность регулятора напряжения;
- замыкание между разнополюсными пластинами (лед в только в одном отсеке, остальные не разряжены, сохраняют заряд);
- производственный дефект (если машина или АКБ новые).
Часто причиной замерзания батареи становится дистиллированная вода, долитая в отсеки для восстановления уровня электролита. При температуре ниже -20С долив можно делать непосредственно перед запуском двигателя. Еще лучше восстанавливать уровень в ходе подзарядки аккумулятора на специальном оборудовании. В обоих случая жидкость успеет перемещаться с электролитом, что предупредит образование льда в ячейках.
Как же отогреть АКБ, если он все-таки замерз?
В Интернет можно найти немало советов о том, как отогреть батарею. Среди них и рекомендация по помещению АКБ в горячую воду. Прежде чем последовать ей, нужно спросить себя «А готов ли я покупать новый аккумулятор после неудавшейся попытки?». Скорее всего, нет. Но если «время действительно поджимает», то в горячую воду помещать не стоит. Экстренный отогрев начинают с оттаивания батареи в холодной субстанции. Ее нужно сменить 3-5 раз. Затем постепенно повышать температуре жидкости, иначе шансы реанимировать АКБ сводятся к нулю. Максимальная температуры воды должна быть не более 400С. Перед тем, как поместить аккумулятор в жидкость, нужно изолировать клеммы. Вода не должна попасть на контакты и клеммы.
Правильнее действовать, опираясь на рекомендации в инструкции. А именно следующим образом:
- Осмотреть корпус АКБ на наличие сколов, механических повреждений.
Важно! Если на корпусе есть повреждения, которые покрыты льдом, изморозью, значит, электролит потихоньку вытекает. Такая АКБ восстановлению не подлежит.
- Отсоединить аккумуляторную батарею.
- Занести в теплое место.
Важно! АКБ рекомендуется поместить в таз из пластика на тот случай, если в корпусе появились трещины при переходе воды в твердое состояние (замерзая, чистая жидкость расширяется, оказывая механическую нагрузку на стенки короба). Если этого не сделать, кислота неконтролируемо разольется.
- Отогретую батарею подзаряжают малыми токами.
Важно! В ходе зарядки растаявшая вода снова смешается с электролитом. АКБ будет восстановлен и готов к работе.
Не стоит выполнять зарядку замерзшего АКБ. Это в 7 из 10 случаев приводит к замыканию между пластинами аккумулятора. Процедура отогрева по инструкции займет от 7 до 12 часов. При этом АКБ не потеряет свою номинальную мощность, ее корпус не будет поврежден, как и функциональные элементы.
Что делать, если времени на отогрев практически нет?
Можно ли избежать замерзания аккумулятора?
Да, можно. Нужно следовать простым правилам:
- Не допускать сильного разряда АКБ. Если на улице температура воздуха ниже -170С, то батарея всегда должна быть заряжена на 75-83% — не менее.
- Проверить электрическую систему автомобиля перед наступлением холодов. Убедиться, что нет утечек.
- Зарядить на 100% АКБ перед наступлением холодов.
- Снять клеммы с АКБ, если транспортное средство будет длительное время в холода стоят в гараже.
- По возможности снизить потребление электроэнергии от АКБ. Расход идет на подогрев сидений, холодные пуски, включение печки и отогрев стекол.
Чем более плавно выполнена «разморозка» АКБ, тем выше вероятность успеха. Поэтому главное — избежать экстренных отогревов, а также отогревов методами, которые не рекомендованы в инструкции к оборудованию.
Как вам статья?