Проверяем аккумулятор автомобиля на работоспособность

Проверка аккумулятора автомобиля должна быть комплексной и тщательной, и включать в себя как внешний осмотр и проверку «внутреннего мира», так и электрические показатели. Рассмотрим подробнее, как проверить аккумулятор автомобиля самостоятельно мультиметром.

Проверка аккумулятора — когда ещё можно всё исправить

Когда совершается поворот ключа в замке зажигания — именно аккумулятор обеспечивает импульс, позволяющий завести двигатель. Если аккумулятор совершенно разряжен, то автомобиль вряд ли сдвинется с места.

Конкретно по этой причине важно своевременно отслеживать состояние АКБ своего железного коня, ведь вовремя замеченные неполадки не только позволят избежать поисков «у кого прикурить», но и уберегут от гораздо более крупных проблем.

Внешний осмотр

Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею. В норме она сухая, чистая и без признаков повреждений.

внешний осмотр аккумулятора автомобиля

Плохо, когда:

  • поверхность акб сильно загрязнена;
  • клеммы окислены;
  • корпус батареи имеет повреждения;
  • имеются следы электролита.
Любой пункт из перечисленных приведёт к стремительной разрядке аккумулятора.

Внешние загрязнения акб легко удаляются тряпкой (ветошью), смоченной в 6% растворе соды (примерно столовая ложка на стакан). Избегайте намокания контактов, проводов и сильного заливания водой.

Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.

Помните, что такие работы необходимо проводить при заглушенном моторе и снятых с АКБ клемм!

Также не заливайте провода и обязательно выждите время, чтобы остатки влаги испарились.

Изучение внутреннего мира

Проверка акб должна продолжиться замерами электролита. Электролит проверяется по следующим параметрам: плотность и уровень.

замер электролита акб автомобиля

Для проверки уровня понадобится стеклянная градуированная трубочка.

Открутите шайбы, закрывающие так называемые банки — секции в акб. Опустите один конец трубочки до упора вниз и закройте пальцем верхний конец. Поднимите трубочку.

Оптимально, если раствор покрывает верхнюю кромку пластин на 10-15мм. Всего жидкости должно быть 30-40мм. Таким образом проверьте каждую секцию.

Следующий этап — проверка плотности электролита при помощи ареометра. Нормальный показатель 1.26 — 1.28 г/см3 при плюсовой температуре.

Показатель будет меньше, если измерения производятся при нулевой температуре, однако это сигнализирует о низком заряде АКБ. В крайне холодную погоду плотность не должна опускаться ниже 1.27г/ см3, в противном случае есть риск замерзания электролита.

Если плотность электролита больше положенных значений, а его уровень ниже, то стоит долить дистиллированную воду.

Важно, чтобы только дистиллят не содержит примесей солей и металлов, которые способны вывести из строя батарею.

Если же плотность незначительно меньше (1.24-1.25г/куб. см.), то доливается электролит. Его можно как изготовить самостоятельно, так и приобрести в специализированных магазинах.

Излишки жидкости удаляются при помощи «груши».

Любые потёки электролита необходимо удалить с корпуса!

Изготовление электролита в домашних условиях

Для данного рецепта понадобится хорошо проветриваемое помещение, средства индивидуальной защиты (как минимум перчатки), неметаллическая посуда, дистиллированная вода и аккумуляторная (серная) кислота в размере 360 мл.

Вначале в ёмкость выливается вода, затем, небольшими порциями и аккуратно, вливается кислота. Смесь тщательно перемешивается на всех этапах. Затем получившуюся смесь отстаивают несколько часов, и электролит считается готовым.

как сделать электролит самостоятельно

Очень важно вливать именно кислоту в воду, а не наоборот. Из-за разности в плотностях можно получить неприятные последствия химической реакции.

После совершённых манипуляций необходимо зарядить при помощи низкого тока. После зарядки замеры повторяют.

Если при измерениях показания отличаются только в одной секции — это сигнализирует о повреждении пластин. Поддержание жизни в такой батарее обойдётся значительно дороже, чем приобретение новой.

Использование мультиметра

Не редко возникает вопрос: «Как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром?».

При помощи этого устройства измеряют:

  • напряжение;
  • ёмкость;
  • сопротивление;
  • ток утечки.

Даже самые простые мультиметры помогут в измерении температуры воздуха и других показателей. Отсюда и название: «мульти» в переводе «много», значит прибором можно измерить очень много всего. Однако, когда дело касается аккумулятора, именно первые три показателя расскажут о его исправности. Рассмотрим подробнее.

Проверка напряжения

Эта манипуляция позволит оценить текущее состояние заряда батареи. Для проведения измерения мультиметр переводится в режим измерения вольтажа на отметку в 20 единиц.

проверка напряжения мультиметром

Нужно соединить красный провод устройства (он же «плюс») с плюсовой клеммой АКБ, а чёрный (иногда синий) провод с минусовой клеммой.

Если автомобиль не заведён, то оптимальными показателями будут цифры в диапазоне от 12.4 до 13 В. При этом большее значение говорит о 100% заряде, а меньшее — о неполной заряженности.

Такую проверку лучше проводить, когда автомобиль продолжительное время находится на стоянке (минимум несколько часов), в таком случае замер будет наиболее информативен.

Если цифры чуть менее 12, то ситуация плоха — батарея близка к естественной смерти. Есть шанс попробовать её зарядить низким током.

Цифры близкие к 11 означают гибель аккумулятора, и лучше озаботиться приобретением нового.

При проверке на заведённом автомобиле показания будут иными: от 13.5 до 14 В показатели хорошие. Если цифра больше 14.2 В, то можно судить о перезарядке аккумулятора генератором.

Впрочем, если замеры производятся зимой, стоит подождать минут 15 и повторить процедуру — возможно генератор усиленно дозаряжал подсевшую батарею.

Если же цифра менее 13.5 В, то пора присматривать новую батарею.

Проверка ёмкости

Ёмкость АКБ обычно указывается в сопроводительном листе. Другое дело, что со временем работы ёмкость уменьшается, поэтому важно следить за этим моментом. В таком случае проверка аккумулятора автомобиля мультиметром будет хорошим подспорьем.

Чтобы осуществить проверку, нужно:

  • отсоединить батарею авто от генератора;
  • подключить в цепь потребитель энергии с фиксированным потреблением (например, лампочка на 12 В);
  • несколько минут наблюдается работа цепи (здесь важно увидеть: не станет ли заметно более тусклым свет лампочки, не будет в её работе перебоев и т. п.);
  • потребитель отключается, замеряются показания батареи в режиме вольтажа.

Если результат замера равен 12.4, то это говорит о полной исправности батареи. Если же показания находятся в промежутке от 12 до 12.3 В, то аккумулятор не исправен.

Ещё один способ — метод контрольного разряда. Действия схожи с предыдущим методом, однако перед началом проверки аккумулятор заряжают до 100%, затем подключают в цепь лампочку, отметив точное время включения, и под контролем амперметра ждут, пока заряд батареи не уменьшится ровно в половину.

Дальше вопрос вычислений: затраченное время на разрядку батареи умножают на силу тока в цепи. Результат должен получиться таким же, как в техническом паспорте или приближенным к нему.

Если такого не произошло, то ёмкость батареи уже сильно пострадала.

Проверка сопротивления

Можно также проверить внутреннее сопротивление аккумулятора. Для этого понадобится всё та же лампочка на 12 В. Она подсоединяется к клеммам аккумуляторной батареи и сразу же измеряется напряжение на клеммах. После замера лампочка отключается и замер повторяется.

Если разница в измерениях в пределах 0.05 В, то батарея исправна. Если же разница больше, то у аккумулятора имеются проблемы.

Проверка нагрузочной вилкой

Для получения наиболее точных результатов измерений используется нагрузочная вилка.

проверка аккумулятора нагрузочной вилкой

Нагрузочная вилка представляет собой устройство, которое также, как и мультиметр, подключается на клеммы АКБ. Затем она даёт ток короткого замыкания на аккумулятор, который имитирует работу стартера.

Как известно, без нагрузки показания равны около 13 Вольт. В момент поворота ключа зажигания, которое и имитирует нагрузочная вилка.

Показания в норме «просаживаются» вниз. Максимальное нормальное падение может быть до 9 вольт, и вернуться к начальным показаниям после снятия напряжения. В таком случае батарею можно считать исправной.

Если же показатели падают ниже 9 В, то такой аккумулятор навряд ли заведёт автомобиль.

Важно помнить, что проверка нагрузочной вилкой должна осуществляться только в тёплое время года (оптимально при температуре +20 — +25 градусов), иначе есть возможность высадить заряд аккумулятора на тестировании.

Немного теоретических знаний

Знания о том, как проверить автомобильный аккумулятор, должны также сочетаться со знаниями о нормальных значениях и показаниях.

Плотность электролита может меняться от температурных колебаний — перегрева или переохлаждения. При этом, в случае перегрева, электролит может вскипеть (дистиллированная вода частично выкипит и электролит станет более плотным).

В холодное время электролит часто начинает обладать пониженной плотностью.

В обоих случаях токопроводимость становится хуже, и поэтому возникают проблемы с заведением, быстрое «высаживание» и работа на последнем издыхании.

Но почему же так важна какая-то жидкость? Дело в том, что аккумулятор только выглядит, как небольшая коробка. На деле он состоит из многих деталей: токопроводящих пластин, положительных и отрицательных, составляющих последовательно соединённые 6 элементов. Они контактируют с электролитом, поэтому электрические импульсы двигаются с необходимой силой.

По каким же ещё причинам аккумулятор может внезапно переставать работать? Например, просто от времени. В среднем АКБ стабильно работают 3-4 года. Конечно, многие работают и дольше, однако их ёмкость и способность держать заряд всё равно снижается.

Другая причина — частые перезаряды/недозаряды аккумулятора или его полное разряжение. Автомобильной батарее очень важно сохранять какое-то среднее состояние, без сильных перепадов.

Следующая причина скрывается в генераторе, а точнее — в его поломке. В таком случае он может или постоянно перезаряжать батарею, давая слишком большой ток, или наоборот, не быть в состоянии даже поддерживать имеющийся заряд.

Оба варианта говорят о необходимости срочной замены именно генератора.

Последняя в списке неприятных ситуаций — утечка тока: что-то в машине потребляет слишком много энергии даже в те моменты, когда автомобиль заглушен и находится на стоянке.

Это выясняют при помощи того же мультиметра. Для этого потребуется заглушить автомобиль, снять минусовую клему авто с АКБ. Включить мультиметр в режим измерения тока, переключатель установить на 10 или 20 единиц. Один провод подсоединить к минусовой клемме авто, а другой — к минусу аккумулятора.

Если показания будут иными кроме нуля, необходимо по очереди вытаскивать и вставлять все предохранители и реле. Показания обязательно выдадут тот узел, который высаживает аккумулятор.

Заключение

Простая диагностика автомобиля доступна любому автовладельцу. Внимательное отношение к аккумулятору позволит сберечь много сил и нервов, особенно в длительных поездках, зимой или при низких температурах воздуха.

Самое простое, что под силу каждому — не забывать об осмотре АКБ при каждом поднятии капота. Быстро осмотреть целостность корпуса, протереть его ветошью от грязи, убедиться, что клеммы прилегают плотно и на них нет признаков окисления.

Раз в месяц не лишним проверить уровень и плотность электролита, особенно это актуально зимой, при сильных холодах или дальних поездках. Для этого пригодится мультиметр, который можно приобрести практически в любом автомагазине за достаточно скромную сумму.

Своевременное внимание к мелочам очень часто помогает избежать серьёзных неприятностей.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector