Восстанавливаем аккумулятор автомобиля своими руками

От правильной работы аккумулятора зависит корректное функционирование электросистемы автомобиля. Поломки батареи устранить своими руками в большинстве случаев сможет даже неподготовленный мастер. Помогут советы специалистов о том, как восстановить аккумулятор.

Десульфатация пластин аккумулятора
Десульфатация – одна из основных причин поломки автомобильных свинцово-кислотных аккумуляторов.

Причины поломки аккумуляторной батареи

Если АКБ вышла из строя, реанимировать ее возможно в домашних условиях. Потребуется установить причину поломки.

Прибор теряет емкость в следующих случаях:

  1. Появление сульфата свинца. Автовладелец замечает потерю заряда. С подобной поломкой водители сталкиваются часто.
  2. Банка вышла из строя. Поломка возникает из-за короткого замыкания между пластинами из свинца. Электролит закипает, а аккумулятор теряет емкость.
  3. Пластины разрушаются. Свинец и прочие примеси примешиваются к электролиту, меняя его основные характеристики. Восстановить такую батарею нельзя. Придется покупать новую АКБ.
  4. Электролит замерз. Если плотность электролита высокая, при эксплуатации машины в сильный мороз вещество может замерзнуть. Оживить аккумулятор невозможно, так как корпус разрушается.

Источник питания на авто выходит из строя, если владелец транспортного средства эксплуатирует прибор неправильно. В большинстве случаев восстановить АКБ возможно.

Десульфатация автомобильного аккумулятора при помощи оборудования
Десульфатация автомобильного аккумулятора выполняется с применением специального оборудования АИДА 11 и Вымпел-55.

Десульфатация свинцовых пластин

Особенностью свинцово-кальциевых аккумуляторов является образование кристаллов при потреблении энергии. Подобная реакция называется сульфатацией. Если постоянно ездить на машине, образование кристаллов не мешает стабильному функционированию источника питания. При небольшой разрядке на пластинах появляются мелкие кристаллы. Образования легко растворяются электролитом.

Глубокий разряд приводит к появлению крупных кристаллов. Разрушить их крайне сложно. Работа батареи становится некорректной, электролит не проникает качественно к активной массе. Восстанавливают функциональность физическим или химическим методом.

Физическим способом

Оборудование демонтируют, пластины изымают. В крышке АКБ делают отверстия паяльником. Проводится процедура ручной очистки и последующей промывки. Предварительно электролит сливают из банки. Необходимо использовать резиновые перчатки.

Промывка автомобильного аккумулятора при помощи Трилон Б
Промывка автомобильного аккумулятора выполняется при помощи Трилон Б.

Промывку проводят дистиллированной водой. Деминерализованную жидкость наливают внутрь банки для очистки внутренних поверхностей.

Проведение промывки позволяет вернуть работоспособность. Очищенные элементы конструкции устанавливают на прежнее место. Внутрь заливается электролит.

Затем батарею заряжают. Специалисты утверждают, что физический метод сложный. Пластины легко повредить.

Химическим способом

В процессе восстановления применяется химически активный раствор. Процедура занимает не более 3 часов. Сначала требуется подготовить раствор «Трилона Б».

Очистка проводится в несколько этапов:

  1. Батарею полностью заряжают.
  2. Электролит сливают.
  3. Промывают банки дистиллированной водой.
  4. Специальный раствор заливают в аккумулятор. В течение 1-2 часов химически активный состав растворяет кристаллы. Реакция протекает с выделением газов, поэтому процедуру нельзя проводить дома.
  5. Еще раз промывают внутренние поверхности АКБ. Вода удаляет остатки сульфата из внутреннего пространства.
  6. Заливают новый электролит.
  7. Прибор заряжают повторно.

Специалисты утверждают, что при химической очистке есть вероятность попадания частиц свинца между пластинами. Из-за этого нередко случается короткое замыкание.

Реанимация с помощью зарядного устройства

Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов
Зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов от фирмы Auto Welle.

Чтобы вернуть работоспособность старого аккумулятора зарядным устройством, потребуется потратить много сил и времени.

Процедура предполагает чередование заряда и разряда батареи. В ходе процедуры кристаллы постепенно растворяются.

Сначала проверяется уровень электролита. При необходимости доливают его или дистиллированную воду.

На систему воздействуют импульсным или стандартным зарядом. Важно учесть срок эксплуатации и состояние автомобильного оборудования.

Импульсная зарядка

Зарядное устройство должно иметь функцию импульсного тока и десульфации. Прибор подключают к АКБ, затем включают в сеть. Около 10 минут на батарею подается ток малой мощности. Затем нагрузка увеличивается. Подобная процедура нужна для того, чтобы аккумулятор полностью разрядился.

Импульсная разрядка применяется для нормальных источников питания, проработавших относительно недолго. В противном случае покупать устройство для восстановления емкости нецелесообразно. Стоимость его высокая.

Применение стандартного ЗУ

Стандартное зарядное устройство тоже помогает восстановить функциональность батареи. Действия требуется выполнять правильно и последовательно. Сначала АКБ тщательно очищают от окислов, потеков электролита.

Источник питания заряжают в течение 10 часов, подавая ток малой мощности. Если прибор сильно нагревается, силу воздействия снижают. В противном случае электролит закипает. Напряжение немного увеличивается, если предыдущие действия были выполнены правильно. После зарядки напряжение отключают. АКБ не эксплуатируют в течение суток.

Затем аккумулятор снова подключают к зарядному устройству. На систему воздействуют током 2,5 А. Это занимает около 8 часов. Электролит станет плотнее, а напряжение увеличится. Разрядку выполняют до 9-12 В, подведя к аккумулятору фонарик на пальчиковых батарейках.

Некоторые автовладельцы пользуются для этих целей планшетом. Процедура длится до того момента, пока напряжение не установится на уровне около 9-12 В. Использование стандартного ЗУ требует много времени. Но метод подходит для реанимации даже старых АКБ.

Оборудование должно быть полностью исправным. В противном случае требуется выполнить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора.

Короткое замыкание банки аккумуляторной батареи

Если произошло короткое замыкание (например, после химической очистки), требуется сразу же устранить неисправность. Нагрузка на неповрежденные банки возрастает. Это приводит к выходу оборудования из строя.

Промывка банки аккумулятора дистилированой водой
Банки аккумулятора промываются только после того, как старый электролит будет полностью слит.

Восстановление проводится в несколько этапов:

  1. Находится неисправный элемент. При зарядке банка либо кипит, либо не работает.
  2. Из найденной емкости сливается электролит.
  3. Паяльником формируются прорези для извлечения пластины из корпуса. Элементы банки промывают дистиллированной водой.
  4. В старых аккумуляторах короткое замыкание чаще вызвано накоплением осадка на дне. Банку тщательно промывают, удаляя слой отложений. Может потребоваться выполнить очистку химическим способом.
  5. В промытую емкость устанавливают пластины. Заливается электролитический состав с соответствующими свойствами.
  6. Отверстия запаиваются. Корпус должен быть герметичный, в противном случае прибор не будет правильно работать.

Все действия выполняют аккуратно, последовательно. При работе с электролитом нельзя допускать его попадания на кожу. Это приводит к появлению медленно заживающих химических ожогов.

Дистилированная вода и электролит для восттановления аккумулятора
Дистиллированная вода и электролит для восстановления аккумулятора.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если аккумулятор разрядился полностью, работоспособность восстанавливают при помощи следующей методики. Устройство полностью заряжают, сливают электролит. Дистиллятом промывают внутреннее пространство.

Химическим составом очищают конструкцию от сульфатов. В течение часа проводится десульфатация аммиачным раствором. Когда газ перестанет выделяться, внутреннее пространство промывается дистиллятом несколько раз. Важно тщательно очищать пластины после химической обработки. После промывки проводится зарядка батареи.

Вода должна быть дистиллированной, не содержать никаких примесей. Жидкость приобретают в соответствующих магазинах либо фильтруют при помощи системы обратного осмоса. Дистиллированной водой восстанавливают только свинцовые АКБ, которые нельзя подключать к источнику бесперебойного питания.

Восстановление гелиевого источника питания

Некоторые автовладельцы питают батарею от бесперебойника. В результате она теряет емкость и требует восстановления. Только специальные разновидности, например, гелевого типа, применяются в комплексе с ИБП.

Восстановление гелиевого аккумулятора
1.5-2 мл дистиллированной воды достаточно для ёмкости гелиевого аккумулятора.

Процесс восстановления таких АКБ прост:

  1. Верхняя крышка демонтируется.
  2. Резиновые колпачки под крышкой снимаются.
  3. Просвечиваются банки. Если наблюдаются следы их повреждений, восстановить батарею не получится. При наличии внутри загрязнений следует купить новый аккумулятор.
  4. В банки наливают дистиллят шприцем не больше 2 мл.
  5. АКБ герметично запечатывается.

Нельзя восстановить гелевую батарею, если ее пластины разрушены или она вздулась.

Реанимация необслуживаемой аккумуляторной батареи

В некоторых случаях удается оживить необслуживаемый тип приборов. Создавать отверстия в крышке запрещено производителями оборудования. Но без этого восстановить работоспособность не получится.

Сначала определяется уровень электролита в корпусе. При помощи фонарика потребуется просветить внутреннее пространство батареи. Если электролита недостаточно, пропаивается отверстие диаметром около 3 мм выше уровня жидкого содержимого.

Внутрь АКБ шприцем заливается дистиллят. Пайкой закрывают созданное отверстие, обеспечивая герметичность корпуса. После проводится циклическая зарядка и разрядка.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации