Что такое гибридный аккумулятор?

Для запуска силовых установок автомобилей используются кислотные батареи с ограниченным сроком эксплуатации. Гибридный аккумулятор разработан как устройство с улучшенными техническими характеристиками и повышенной долговечностью. Для поддержания параметров изделия необходимо соблюдать условия зарядки и своевременно доливать дистиллированную воду в банки батареи.

Гибридный аккумулятор
Внешний вид аккумулятора, подключенного к электрической сети автомобиля.

Что такое гибридный аккумулятор для автомобиля

Гибридная батарея представляет собой источник постоянного тока с положительными пластинами, изготовленными из свинца с сурьмой. Для отрицательных электродов используется свинец с добавкой кальция, в качестве электролита применена смесь серной кислоты с дистиллированной водой. Использование кальция в конструкции автомобильного аккумулятора позволило увеличить пусковой ток и снизило деградацию элементов устройства при разрядке.

Технология позволяет устанавливать в пакет увеличенное количество пластин, что положительно влияет на характеристики аккумулятора. Например, изделия A-Mega Premium обладают повышенным на 20% по сравнению со стандартными изделиями током холодной прокрутки.

Гибридная технология аккумуляторов

В состав аккумуляторной банки входят пакеты отрицательных и положительных элементов, изготовленных методом литья из сплава на основе свинца. Положительный электрод обладает повышенной прочностью, по поверхности изделия распределена активная масса, участвующая в электрохимической реакции. Отрицательный элемент имеет увеличенную стойкость к коррозии, использование кальция способствует снижению саморазряда и расхода электролита.

Гибридная технология АКБ
Общая конструкция гибридного аккумулятора.

Обозначения и маркировка

Для обозначения устройств используется дополнительная маркировка, которая наносится на этикетку на корпусе. Гибридные батареи имеют текстовые надписи вида Hybrid или Calcium Plus. Ряд производителей наносят пояснение вида Ca+, указывающее на использование кальция только для отрицательных пластин.

В индексе применяется дополнительная буква латинского алфавита, указывающая на необходимость доливки дистиллированной воды при эксплуатации (N – норма, L – небольшой объем, VL – пониженная потребность, VRLA – установлен клапан).

Маркировка автомобильного аккумулятора зависит от производителя и соответствует региональным стандартам.

На наклейке указывается дополнительная информация:

  • емкость устройства (в А*ч);
  • пусковой ток в холодном состоянии;
  • дата изготовления;
  • тип крепления корпуса;
  • рабочее напряжение;
  • вес изделия;
  • назначение аккумулятора;
  • соответствие стандартам (ГОСТ, ТУ или ISO);
  • контактные данные изготовителя и срок гарантии.

Срок службы

Срок службы изделия на машине зависит от условий эксплуатации и состояния генератора. Производители заявляют в рекламных буклетах длительность эксплуатации до 7 лет. Но такая долговечность достигается только при регулярном обслуживании и использовании в условиях теплого климата.

По отзывам владельцев аккумуляторы выдерживают не более 3-4 лет эксплуатации (отмечены случаи выхода из строя через 1,5-2 года работы).

Гибридные АКБ – достоинства и недостатки

Преимущества аккумуляторных батарей гибридного типа:

Лигированная пластина
Примесь кальция в составе пластин также сводит к минимуму возможность окисления пластин и повышает токоотдачу.
  • за счет введения легированных кальцием пластин достигнуто снижение расхода электролита;
  • возможность эксплуатации на автомобилях с пониженным напряжением в бортовой сети;
  • сниженный саморазряд;
  • увеличенный ток в цепи пуска мотора;
  • повышение емкости батареи без увеличения габаритов корпуса;
  • устойчивость к глубокому разряду;
  • допускается длительная эксплуатация в условиях вибрации;
  • повышенный ресурс изделия.

Недостатки источников постоянного тока гибридного класса:

  • при эксплуатации происходит испарение воды из электролита;
  • повышенная стоимость изделий.

Обслуживание гибридного аккумулятора

Для повышения ресурса изделия следует проводить периодическое обслуживание, которое заключается в протирке корпуса от пыли и в доливке в емкости дистиллированной воды. Внутри корпуса имеются специальные метки, показывающие нормальный уровень жидкости.

Рекомендуется периодически проверять плотность электролита ареометром, при падении значения и появлении на электродах налета серого цвета выполняется процедура десульфации батареи.

Десульфация АКБ

При разрядке батареи на поверхности пластин оседает слой сульфата свинца с одновременным выделением воды. Постороннее вещество снижает поверхность электродов, участвующую в электрохимической реакции, что уменьшает емкость и эффективность восполнения емкости аккумулятора.

Неисправность возникает при хранении разряженного источника тока или при нерегулярной зарядке батареи. Для удаления налета используется введение химических реагентов в электролит или подача постоянного напряжения.

Сульфатация АКБ
Признак, указывающий на сульфатацию аккумулятора.

Методика десульфации гибридного аккумулятора:

  1. Произвести замер плотности электролита в банках, а также уровня жидкости. Если количество раствора меньше требуемого (оголены верхние кромки пластин), то доливка осуществляется дистиллированной водой.
  2. Подключить внешнее зарядное устройство к клеммам с соблюдением полярности. Установить ток в цепи в пределах 4% от емкости аккумулятора, напряжение выставляется на уровне 14 В.
  3. Провести первичную зарядку батареи на протяжении 8 часов, а затем дать устройству выстояться 12-14 часов (с отключенным от клемм зарядным приспособлением). Пауза используется для выравнивания характеристик по поверхности пластин и в глубине пасты, нанесенной на электроды. В зазор между электродами поступает электролит с увеличенной плотностью, способствующий дальнейшему разрушению сульфата свинца.
  4. Провести повторное восполнение емкости и выдержать батарею. Цикл повторяется 4-5 раз, а затем проводится контрольный замер плотности электролита, которая должна вырасти до 1,27 г/см³.

Существует методика растворения сульфата свинца в дистиллированной воде, которая заливается в банки вместо электролита.

Восполнение емкости батареи проводится непрерывно на протяжении 12-14 дней, что позволяет преобразовать воду в электролит с пониженной плотностью и частично растворить налет сульфата свинца. Затем раствор удаляется, заливается дистиллированная вода и цикл зарядки повторяется. После удаления раствора производится заливка готового электролита, а затем батарея заряжается по стандартной процедуре.

Выкипание воды из электролита

Выкипание воды происходит при достижении напряжения в цепи питания 14,2-14,5 В (т.е. при стандартных условиях работы генератора на автомобиле), пары выходят через вентиляционные каналы в пробках. Эффект возникает из-за особенностей конструкции батареи, устранить явление на гибридных аккумуляторах невозможно.

Рекомендуется проверять уровень жидкости в банках через 2-3 месяца эксплуатации, для доведения количества раствора до нормального значения используется дистиллированная вода. Для дозаправки требуется от 300 до 500 мл воды.

Как правильно заряжать гибридный аккумулятор

Для восстановления рабочих параметров используется 2 методики:

  1. Ускоренный алгоритм, при котором на клеммы подается постоянное напряжение. Сила тока составляет 10% от номинальной емкости батареи. Из-за повышенного напряжения наблюдается деградация конструкции, поэтому методика не рекомендована для частого использования
  2. Зарядка при напряжении 14,2 В позволяет увеличить ресурс аккумулятора. Способ отличается увеличением времени восстановления работоспособности батареи, но способствует повышению срока годности изделия. В цепи зарядки поддерживается ток силой до 2 А (параметры устанавливаются регуляторами, расположенными на источнике питания). Аккумулятор считается заряженным при начале активного выделения газов из электролита и снижении силы тока в цепи.

На что обратить внимание при выборе аккумуляторной батареи

Основные критерии выбора аккумулятора для машины:

  1. Дата изготовления, рекомендуется приобретать изделия, пролежавшие на складах не более полугода.
  2. Габариты корпуса и тип крепления, аккумулятор увеличенных размеров может не поместиться на монтажной площадке. Поскольку батарея имеет вес от 15 кг, то необходимо обеспечить надежное крепление, использовать самодельные приспособления для фиксации запрещено.
  3. Полярность, существуют изделия с прямой и обратной схемой расположения клемм.
  4. Конфигурация крышки корпуса.
  5. Периодичность обслуживания (зависит от типа конструкции). Существуют автомобильные батареи, не требующие доливки воды.
Полярность аккумулятора
Схемы расположения клемм на аккумуляторе.

Лучшие гибридные аккумуляторы

Аккумуляторы, поставляемые под маркой “Зверь” рассчитаны на эксплуатацию при температуре от -50°С. За счет оригинальной технологии повышения энергоемкости активной массы батареи обеспечивают увеличенный на 23% пусковой ток (по сравнению со стандартными изделиями). Аккумуляторы выпускаются с различными корпусами и клеммами, что позволяет установить узлы на автомашины европейского или азиатского производства.

Батареи АкТех созданы для установки на легковые или грузовые машины, допускается эксплуатация при температурах от -30°С. В конструкции изделий применены крышки с лабиринтными каналами, снижающими выброс паров электролита под капот автомобиля.

Гибридные аккумуляторы
Конструкция гибридных аккумуляторов Atex 77 А-ч и Зверь 200.

Российский производитель Алькор поставляет аккумуляторы гибридного типа под марками “Тюменский медведь” и “Арктический медведь”. Аналогичные по схеме батареи выпускаются компанией Varta (серия Promotive Black).

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации