С приходом морозов автовладельцы сталкиваются с затрудненным запуском автомобиля. Одна из вероятных причин — недостаточное питание стартера. Тестирование зарядного устройства (ЗУ) — наиболее простой шаг к решению проблемы холодного запуска. Процедура доступна всем, и для нее не требуется особых навыков. Нужно лишь знать, как проверить зарядное устройство для автомобильного аккумулятора тестером.
Виды и особенности ЗУ
Виды этих приборов классифицируются по следующим критериям:
- понижение напряжения (трансформаторное, импульсное);
- назначение (зарядное, пуско-зарядное);
- управление (ручное, автоматическое).
Импульсное ЗУ
Основополагающий фактор — элемент, понижающий напряжение. Именно этим различаются трансформаторные и импульсные устройства. Вторые приборы дороже, компактнее, надежнее, имеют более сложную конструкцию. Но протестировать их самостоятельно вполне реально. Почти все импульсные аппараты имеют автоматическое управление и могут быть зарядными либо пуско-зарядными.
Трансформаторное ЗУ
Принцип действия трансформатора знаком из школьного курса физики. Этот класс приборов популярен благодаря доступности и ремонтопригодности. Благодаря простоте каждого блока он имеет несложную конструкцию. Трансформаторные зарядки бывают пуско-зарядными, с ручным или автоматическим управлением.
Элементы аппарата:
- компоненты электропроводки,
- предохранитель,
- выключатель,
- силовой понижающий трансформатор,
- выпрямительный диодный мост,
- амперметр.
Зачастую пользователи сами тестируют и выявляют дефекты трансформаторного устройства. Для этого следует убедиться в исправности каждого элемента. Сила тока и напряжение — показатели, по которым определяют целостность аппарата. Уточнив, как проверить, сколько амперов выдает зарядное устройство, выясняют его дефектность.
Тест напряжения и силы тока
Большинство автомобильных АКБ работают с напряжением 12 В. Но при полной разрядке на них подается большее напряжение, иначе зарядка не пойдет. Сила тока, поступающего на клеммы, не должна превышать 10 % емкости аккумулятора. Нормально функционирующее ЗУ выдает напряжение от 13,2 до 14,4 В со стабильной силой тока.
Измерение напряжения
Чтобы замерить напряжение на выходе ЗУ, необходимо подключить его к клеммам аккумулятора и включить. Затем следует параллельно подсоединить щупы мультиметра к клеммам, переключив тестер в нужный режим. Показания должны быть стабильны и находиться в пределах 13,2—14,4 В. В противном случае делают вывод: ЗУ неисправно.
Измерение силы тока
Выяснив, как проверить мультиметром (тестером), сколько амперов выдает тестируемое зарядное устройство, приступают к этой процедуре. Сравнивая показания тестера с цифрами, которые показывает ЗУ, выясняют корректность амперметра, встроенного в зарядник.
Чтобы измерить количество силы тока, которую выдает устройство, тестер включают в электрическую цепь последовательно. То есть один контакт ЗУ подключается к клемме АКБ, а второй — к одному из щупов мультиметра. Оставшийся щуп соединяется со второй клеммой батареи.
При полном разряде показания на дисплее превысят 10 % емкости, но будут постепенно снижаться. Позже сила тока стабилизируется. Иначе вывод: ЗУ неисправно.
Выявление неисправных модулей ЗУ
Убедившись, что прибор испорчен, следует приобретать новый либо ремонтировать старый. Вполне возможно, что сгорел предохранитель или отпаялся контакт. Такие изъяны легко устранимы, необходимо иметь отвертку, тестер, паяльник.
Необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
- Перед разборкой аппарата необходимо выключить его из сети. После разборки — провести визуальный осмотр. Оторвавшийся провод или почерневший узел хорошо заметен.
- Кабель проверяют методом прозвона. Для этого переключают мультиметр в режим сопротивления и подсоединяют щуп к одному из контактов на вилке, второй щуп подсоединяют к концу провода питания внутри корпуса. Один из двух проводов должен быть нужным. Если кабель цел, то тестер «зазвенит», иначе — покажет сопротивление, стремящееся к бесконечности. Это означает порыв провода. Также проверяют второй провод кабеля.
- Тестирование прозрачного предохранителя обычно производится посредством визуального осмотра. При неисправности предохранителя следует заменить его таким же. Аналогичным образом испытывается кнопка-выключатель.
- Трансформатор проверяют при включенном в сеть ЗУ. Переключив тестер на режим измерения напряжения, его щупы подсоединяют к выходам трансформатора. Показания должны быть стабильны и находиться в рамках 13,2—14,4 В. Иначе делают вывод: узел неисправен.
- Первый шаг тестирования выпрямляющего блока (диодного моста) — это измерение напряжения на выходе из него. Для этого тестер переключают в соответствующий режим. Отсутствие показаний либо их некорректность говорит о том, что диодный мост неисправен. Когда узел монолитный, следует заменить его целиком.
Если выпрямитель состоит из отдельных диодов в количестве 4 штук, проверяют каждый. Диод пропускает напряжение в одну сторону. Для его прозвона мультиметр переключают в режим сопротивления. Затем подключают щупы к контактам диода. Потом подсоединяют их наоборот. В одном случае тестер показывает отсутствие сопротивления, во втором — бесконечное сопротивление. Таким методом проверяют каждый диод.
Убедившись в работоспособности зарядного устройства, приобретают новый аккумулятор. Впоследствии не стоит пренебрегать его периодическим обслуживанием.
Для получения наглядного примера посмотрите видео:
Как вам статья?