Как правильно утилизировать автомобильный аккумулятор

В автомобильных и промышленных свинцово-кислотных аккумуляторах содержатся агрессивные и вредные вещества, которые требуется утилизировать специальными методами. После того как батарея отслужит положенный срок, она представляет собой мусор, опасный для окружающей среды. Источники питания содержат сплавы свинца, которые используются для производства новых деталей.

Старый аккумулятор

Важность проведения утилизации

Утилизация токсичных отходов способствует снижению загрязненности почвы и воды серной кислотой и элементами на основе свинца. Выброшенный вместе с бытовыми отходами автомобильный аккумулятор разлагается десятилетиями, продукты распада размываются дождевой и талой водой, попадая в реки. Образующаяся свинцовая пыль переносится ветром, вдыхание частиц вызывает легочные заболевания.

Вред окружающей среде

Проведение утилизационных мероприятий позволяет получать чистый свинец, производство которого из природных компонентов сопряжено с повышенными энергетическими затратами и ущербом для экологии. Параллельно утилизация позволяет получить гранулы полипропилена и поливинилхлорида, пригодные для изготовления пластиковых деталей различного назначения. На части предприятий внедряется технология сбора раствора серной кислоты и воды, который затем очищается и пускается в повторное использование.

Куда сдать аккумуляторы

Прием отработавших аккумуляторных батарей осуществляется торговыми точками, реализующими новые источники питания, или специальными пунктами приема вторичного сырья. При сдаче изделия в магазинах стоимость идет в зачет части цены новой батареи.

Некоторые торговые сети предоставляют дополнительные скидки на новую продукцию при сдаче отслужившего аккумулятора.

Средняя стоимость батареи емкостью 55-60 А*ч при приемке составляет 600 руб., часть торговых точек принимает изделия по весу, цена за килограмм — в пределах 40-50 руб.

Пункты приема являются посредниками между владельцами автомашин и предприятиями, ведущими переработку аккумуляторов. Пункт расплачивается с владельцем наличным денежными средствами, собранные изделия отправляются на склад временного хранения.

Транспортировка автомобильного аккумулятора

По мере накопления продукции организуется транспорт, который доставляет батареи к месту дальнейшей переработки. Крупные промышленные предприятия, созданные как дочерние структуры заводов по производству аккумуляторов, самостоятельно вывозят сданные изделия из пунктов приема.

Требования к утилизируемым свинцово-кислотным аккумуляторам:

  • в состав пластин входит не менее 95% свинца;
  • содержание других металлов — не выше 3%;
  • батарея передается на утилизацию с залитым электролитом (допускается принимать опустошенные изделия с выкрученными пробками);
  • суммарный вес пластика — до 1% от веса батареи.

В гаражных кооперативах приемом изношенных аккумуляторов занимаются частники, которые затем сдают изделия в централизованные пункты вторсырья. Недостатком гаражных точек является сниженная стоимость выкупа изделий, составляющая 350-400 руб. за устройство емкостью 55-60 А*ч. Преимуществом является близкое расположение точки приема, владельцу автомобиля не требуется тратить топливо и время на доставку старого аккумулятора до официального пункта вторсырья.

Как утилизировать автомобильный аккумулятор

Утилизация свинцовых аккумуляторов

Утилизация автомобильных источников постоянного тока на первоначальном этапе требует инвестиций, необходимых для приобретения оборудования и обустройства производственных помещений. Но при грамотном ведении утилизации проект окупается за счет получения прибыли от продажи переработанного сырья. Для переработки батарей используются автоматические линии и производства с частичным использованием ручного труда.

Автоматизированная утилизация аккумуляторов автомобильного типа состоит из следующих этапов:

  1. Отворачивание пробок или сверление канала в корпусе необслуживаемого устройства для слива раствора дистиллированной воды и серной кислоты (электролита). Вещество собирается в отдельные резервуары, а затем проходит цикл химической нейтрализации. Участок слива электролита оборудован вентиляцией, улавливающей пары серной кислоты.
  2. Разрушение внешнего пластикового корпуса, что позволяет впоследствии вынуть из банок положительные и отрицательные пластины вместе с сепараторами и активной массой.
    Перед началом дробления выполняется промывка изделий раствором соды, позволяющим нейтрализовать остатки кислоты.
    Для разрушения используются дисковые пилы или иной режущий инструмент.
  3. Специальная фильтровальная установка обеспечивает отделение фрагментов пластика от металлической массы. В конструкции сепаратора предусмотрена ячеистая сетка, отделяющая крупные фрагменты батарей, которые отправляются на повторное дробление.
  4. Отделение свинца от посторонних примесей производится в специальной ванне с водой, тяжелые частицы металла и активной массы оседают на дно емкости.
  5. Затем пластик перерабатывается в гранулы, пригодные для изготовления новых изделий.
  6. Отфильтрованный загрязненный свинец повторно переплавляется в тиглях. Материал прогревается до температуры плавления свинца, прочие примеси остаются в твердой фазе и удаляются при фильтрации. Затем свинец повторно очищается каустической содой, формирующей пленку на поверхности отливок. Налет удаляется механическим способом, а материал в виде стандартизованных отливок отгружается на предприятия, занимающиеся выпуском источников постоянного тока.

При ручном алгоритме утилизации рабочие выполняют слив рабочей жидкости, а затем внутренние полости промывают содовым раствором, нейтрализующим серную кислоту. Для разрушения корпуса используются дисковые пилы и вспомогательный слесарный инструмент. Параллельно рабочий производит сортировку материалов, после чего пластик и пакеты пластин попадают на участок дальнейшей переработки.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector