Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.
Срок эксплуатации аккумулятора
Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.
При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.
Основные неисправности АКБ
Можно выделить 6 неисправностей:
- повышенный саморазряд;
- сульфатация пластин;
- короткое замыкание между пластинами;
- переполюсовка;
- окисление выводных клемм;
- трещины на корпусе.
Повышенный саморазряд
Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.
Причины:
- загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
- использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
- использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
- попадание в ячейки металлических предметов.
Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.
Сульфатация пластин
Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.
Признаки:
- повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
- снижение плотности электролита в конце зарядки;
- батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.
Причины:
- низкий уровень электролита;
- глубокая разрядка;
- недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
- долив электролита вместо дистиллированной воды.
Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .
Короткое замыкание
Признаки:
- сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
- снижение емкости и напряжения.
Причины:
- коробление и разрушение пластин;
- разрушение сепаратора;
- перезарядка;
- вибрация, расшатывающая крепление пластин.
Окисление выводных клемм
Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.
Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.
Переполюсовка
Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.
Трещины в корпусе
Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.
Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.
Неисправности АКБ для списания
Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:
- снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
- снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
- трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
- уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
- минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.
Процесс списания
Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.
Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.
Как проверить аккумулятор
Способов определить исправность АКБ существует 3:
- с помощью нагрузочной вилки;
- с помощью мультиметра;
- с помощью ЗУ.
Проверка нагрузочной вилкой
Порядок действий следующий:
- Подключить устройство к клеммам батареи.
- Записать или запомнить показания вольтметра.
- Нажать кнопку на устройстве, подключающую нагрузку на 5 секунд, записать показания.
- Сравнить с таблицей.
Напряжение, В |
Заряд, % |
|
Без нагрузки |
Под нагрузкой |
|
12.5-12.7 | Выше 10.3 | 100 |
12.3-12.5 | 9.5 | 75 |
12-12.3 | 8.9 | 50 |
11.7-12 | 8.3 | 25 |
11.5-11.7 | Ниже 7.7 | 0 |
Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.
С помощью мультиметра
Для теста потребуется мультиметр и помощник.
Порядок действий следующий:
- Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
- Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
- Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
- Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.
Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.
С помощью зарядного устройства
Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.
Правила ухода за аккумулятором
Чтобы АКБ прослужила максимально долго, нужно соблюдать 4 простые рекомендации:
- Каждые 2 месяца проверять уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе и доливать дистиллированную воду до требуемого уровня.
- На время долгой или ночной зимней стоянки снимать клемму с отрицательного полюса батареи. Это предотвратит самопроизвольный переразряд и продлит срок службы пластин.
- Проверять уровень заряда каждые 1-2 месяца и подзаряжать батарею, не допуская разряда ниже 50%.
- Регулярно очищать клеммы и поверхность детали от грязи и окислов.
Подводя итог, можно сказать, что большинство проблем, возникающих при эксплуатации аккумуляторной батареи появляются из-за пренебрежительного отношения к обслуживанию этой запчасти.
Как вам статья?